Монополия на рынке транспортной телематики

Материал из газеты «Деловой Петербург» № 153 от 03.09.2013.

Крупнейшим, а может, и единственным игроком на динамично растущем рынке спутниковой навигации и транспортной телематики Петербурга и Ленобласти (емкость которого оценивается в 10 млрд рублей) может стать компания «ГЛОНАСС Северо–Запад», принадлежащая Артему Матяшу — родственнику бывшего вице–губернатора Ленобласти Николая Пасяды.
Именно в то время, когда он был при власти, «ГЛОНАСС Северо–Запад» вышел на рынок и закрепился на нем. Бывший чиновник не отрицает родства: «Матяш мне двоюродный племянник ». Кроме родственных связей семьи Пасяды и Матяша имеют общие бизнес–интересы. Например, Владимир Матяш (отец Артема Матяша) и Николай Пасяда являются акционерами крупного областного застройщика — ОАО «ГлавСтройКомплекс» и ЗАО «Проектно–конструкторский центр Стройкомплекс».
Монопольные амбиции
Некоторое время назад семья Матяш начала осваивать перспективный рынок навигационного оборудования и транспортной телематики. Это произошло сразу после того, как в 2011 году Минтранс РФ постановил, чтобы все перевозчики пассажиров установили на свои автобусы приборы ГЛОНАСС и передавали информацию о движении транспортных средств в Ространснадзор. Емкость нарождающегося рынка спутниковой навигации только по пассажирскому транспорту Петербурга и Ленобласти оценивается экспертами как минимум в 4 млрд рублей. Эта сумма включает в себя лишь плату за обработку и передачу информации, а если приплюсовать доходы от единовременной продажи навигационного оборудования, то емкость возрастет еще примерно на 6 млрд рублей (причем оборудование можно купить только у той компании, которая будет потом передавать данные). На первом этапе основными клиентами «ГЛОНАСС Северо–Запад» (ГСЗ) были государственные компании Петербурга и области.
Затем компания Артема Матяша стала одним из ключевых участников долгосрочной целевой программы Ленобласти по созданию информационно–навигационной системы в регионе. Необходимые для этого связи и опыт компания наработала как раз в тот период, когда вице–губернатором Ленобласти был Николай Пасяда. В результате реализации вышеупомянутой программы в области должен появиться единый навигационно–информационный центр, который будет контролировать весь транспортный комплекс. На эти цели из областного бюджета в 2013 – 2014 годах готовы выделить около 155 млн рублей.
Незаменимый посредник
Перевозчики должны были начать передавать данные в Ространснадзор с 1 января 2012 года, но ведомство оказалось не готово к нововведению, запуск системы перенесли на 2013 год. Однако до сих пор многие местные перевозчики не могут исполнить приказ Минтранса. В августе этого года, когда Северо–Западное управление госавтонадзора (структура Ространснадзора) провела тестирование установленного перевозчиками оборудования, выяснилось, что данные от многих перевозчиков, выбравших вместо ГСЗ иного оператора, не поступают на сервер управления. А это значит, что у надзорного органа появляется возможность
лишить перевозчика права работать, а также оштрафовать на 30 – 50 тыс. рублей. Олег Яковлев, временно исполняющий обязанности главы Северо–Западного управления госавтонадзора, успокоил бизнесменов, заметив, что пока никаких санкций к перевозчикам применяться не будет, проблемы с передачей данных возникли из–за нестыковки программного обеспечения различных операторов.
Без осложнений тестирование обошлось только у тех компаний, которые сразу закупили оборудование у ООО «ГЛОНАСС Северо–Запад» и заключили с ним договор на обслуживание. «Именно эта компания настоятельно рекомендовалась перевозчикам и лоббировалась транспортной инспекцией, а нам не хотелось портить с ней отношения. Но, заключив договор с «ГЛОНАСС Северо–Запад», мы столкнулись с более высокими ценами (примерно на 30 %) на оборудование и услуги, чем у других операторов. Более того, установленное оборудование часто выходит из строя. Мы несколько раз уже оплачивали замену оборудования», — рас-
сказал один из областных перевозчиков на условиях анонимности. Независимые операторы, поставлявшие перевозчикам оборудование, столкнулись с тем, что они по необъяснимым причинам не могут передать информацию напрямую в Ространснадзор, а только через посредника — ГСЗ. «Долгое время в Ространснадзоре никто ничего не знал и не мог объяснить, как нам действовать, а затем нас поставили перед фактом, что всю информацию мы должны передавать через «ГЛОНАСС Северо–Запад». Хотя у нас есть возможность передавать данные напрямую. Но нам отказали в этой возможности, причем без объяснения причин», — говорит генеральный директор ГК «Технодар» Алексей Якушев.
Прокурор разберется
Недовольные ситуацией перевозчики настроены решительно отстаивать свои права и экономические интересы. Союз автоперевозчиков и экспедиторов Северо–Запада готовит жалобу в Генпрокуратуру РФ на руководителя Северо–Западного управления госавтонадзора Валерия Куликова за то, что он препятствует осуществлению законной предпринимательской деятельности.
«От перевозчиков требовалось купить, установить оборудование, затем подать в управление госавтонадзора заявление о проверке оборудования и получить свидетельство об оснащении транспортных средств системой «ГЛОНАСС». Но по факту бизнесмены столкнулись с тем, что орган федеральной власти переложил государственные функции на коммерческую структуру и нарушил процедуру, прописанную в ведомственных нормативных актах. Все это и стало поводом для обращения в прокуратуру», — пояснили в Союзе.
Перевозчики надеются, что обращение в прокуратуру поможет им избавиться от избыточных посредников и сэкономить на ГЛОНАСС, в других регионах это имело успех. Сам Артем Матяш вчера был недоступен для комментариев.
КОММЕНТАРИИ
Перевозчики надеются найти защиту в прокуратуре
Александр Аристов, директор ООО «МП АРС»:
Перевозчики готовят обращение в прокуратуру на действия Северо–Западного управления госавтонадзора. Сейчас мы собираем информацию по всем компаниям. Мы добросовестно выполнили все пункты, предписанные в нормативных актах. Закупили, установили, предоставили оборудование на тестирование. Но в начале августа мы, как и многим другие компании, получили немотивированный отказ в выдаче свидетельства о том, что наши транспортные средства оснащены системой «ГЛОНАСС». С такими трудностями столкнулись те компании, кто, как мы, заключил договор не с «ГЛОНАСС Северо–Запад» (ГСЗ), а с другим оператором. Теперь в управлении говорят, что мы и наш оператор должны заключить договор с ГСЗ и тогда все прекрасно заработает. Совершенно непонятно, на каком основании управление госавтонадзора передало часть своих функций коммерческой структуре. Они заявили, что у них есть договор, но не продемонстрировали его.
Никто ничего объяснить не может
Андрей Козырев, генеральный директор ООО «Козырев и Ко»:
Откровенно говоря, вся эта система не отработана. Оборудование, что поставляет «ГЛОНАСС Северо–Запад», по моему мнению, не очень надежно. Мы долгое время пользовались GPS–навигаторами, и могу утверждать, что технических проблем с ними было значительно меньше. Помимо технических сложностей существует множество организационных неурядиц, нерешенных вопросов. Причем в региональном управлении госавтонадзора никто ничего только объяснить не может. Например, как нашему оператору заключать договор с «ГЛОНАСС Северо–Запад», образца договора нет. Вообще непонятно, зачем потребовалось создавать такую громоздкую систему? Неужели в Москве или в Северо–Западном управлении будут сидеть люди и следить за передвижением всех автобусов по стране, я очень сильно в этом сомневаюсь. Кому это интересно, кроме самих перевозчиков?
Нет единой системы, нет равенства
Иван Радченко, генеральный директор ООО «ГЛОНАСС–Навигатор СП»:
Мы заключили договор с компанией «ГЛОНАСС Северо–Запад», которая выполняет функции регионального центра, через который мы передаем информацию от транспортных компаний в Ространснадзор. Разумеется, перевозчики недовольны появлением посредника, поскольку он предоставляет свои услуги не безвозмездно, то есть возникает дополнительная финансовая нагрузка на бизнес. Возможно, появление регионального центра обосновано тем, что у Ространснадзора
пока нет единой базы. Похожая ситуация и в других регионах страны. На данный момент нет единой системы, нет равенства. Например, в некоторых регионах посредники не берут плату за свои услуги, а в других берут значительно больше, чем в Петербурге и Ленобласти.
По материалам сайта