Контроль топлива

Немаленькую часть расходов любого автопарка составляют расходы на топливо. Не секрет, что сливают… и недозаправляют… и топливо не дешевеет…

Рассмотрим основные варианты контроля расхода топлива:

1. По нормам Минтранса РФ

Ознакомиться можно, нажав на ссылку.

Как правило реальный расход отличается от этих норм, поэтому для тех, кто хочет разумно расходовать бюджет на топливо, не очень подходит.

2. По нормам, установленным на автотранспортном предприятии индивидуально для каждого автомобиля

можно ограниченно применять на легковых авто, где разница груженый/негруженый, зима/лето, под нагрузкой/без нагрузки не так велика (хотя как считать).

Схема проста:

А) устанавливаете GPS трекер (чтобы нельзя было скрутить, в данном случае, пробег)

Б) с ответственным лицом (тот человек, которому невыгодно договариваться с водителем) заправляете полный бак топлива, опечатываете бак и капот (для исключения слива топлива во время установления норм)

В) машина ездит по рабочим вопросам, пока топливо в баке максимально не уменьшится (чем больше израсходуется топлива, тем меньше ошибка измерения)

Г) с ответственным лицом приезжаете желательно на ту же АЗС и заправляете полный бак топлива (предварительно удостоверившись в целостности пломб)

В результате имеем километраж (точный, если трекер хороший) и расход топлива (в виде количества заправленного во второй бак топлива). По нехитрой формуле:

Израсходованное топливо (в литрах) умножаем на 100 (км) и делим на километраж между заправками «до полного», например:

автомобиль проехал с момента полной заправки 520 км, после чего ТС заправили до полного бака 43 л: 43 л * 100 км / 520 км = 8,3 л/100км

Полученную норму вносим в программное обеспечение АвтоГРАФ и получаем автоматически рассчитываемый по норме расход за любой промежуток времени (в примере ниже 120,2 л за май месяц).

Теперь достаточно сложить все чеки (или сделать отчет по топливной карте) и сравнить с расходом топлива за этот промежуток времени (водитель принял ТС с полным баком топлива и сдал тоже с полным баком)

Нюансы такие:

А) необходимо обеспечить полный бак топлива 1 раз в какой-то промежуток времени (неделю, месяц) и желательно придерживаться этого распорядка (это нужно для контроля остатков топлива).

Б) нормы расхода летом и зимой разные

В) метод не учитывает разные режимы работы транспортного средства (в частности автомобиля с заведенным двигателем на стоянке тоже потребляет топливо – в примере выше из 54 часов 38 минут работы двигателя за месяц 20 часов 23 минуты двигатель работал, а автомобиль стоял на месте)

Этот метод не получится применять с большегрузным транспортом – слишком сильно меняется расход в зависимости от загруженности транспорта – с грузом 5т расход один, а с 15т на несколько литров больше. При пробеге 10000 км в месяц какие-то 5л/100км дают (или забирают) 500л дизтоплива в месяц.

3. С помощью ДУТ и системы спутникового мониторинга транспорта АвтоГРАФ

На транспортное средство устанавливается контроллер АвтоГРАФ, а к нему подключаются различные датчики, в данном случае ДУТ (датчик уровня топлива).

ДУТ постоянно измеряет уровень топлива в баке и выдает эту информацию контроллеру АвтоГРАФ. Далее эта информация через сервер попадает на рабочее место эксплуатанта системы.

Благодаря такой схеме мы постоянно знаем уровень топлива в баке (баках) и изменение уровня в соотношении к времени и пробегу. Соответственно видим все заправки или сливы топлива.

4. С помощью контроллера АвтоГРАФ, подключенного к CAN-шине автомобиля

На современных транспортных средствах присутствует шина CAN (система цифровой связи между устройствами автомобиля), подключившись к которой можно собрать различную информацию, в том числе данные об уровне/расходе топлива. Способ недорогой (не нужно ставить ДУТы), но есть нюансы, в частности:

Информация об уровне топлива передается в CAN-шину со штатного датчика уровня топлива, стоящего в баке транспортного средства (ТС). Штатные ДУТы не предназначены для точного измерения уровня топлива, например у них присутствуют значительные «мертвые» зоны измерений в верхней и нижней части баков. При заправке до полного бака это приводит к некорректному отображению объема заправки (так как в верхней части бака топливо еще прибывает, а датчик уже не измеряет объем).

Все же, если не заправлять баки «до полного» и не осушать до нижнего предела измерения штатного ДУТа, можно добиться приемлемых результатов.

Кроме того большим плюсом подключения к CAN-шине можно считать получение дополнительной информации (набор зависит от года выпуска, модели и ряда других параметров конкретного ТС), такой как:

  • Температура масла/воздуха/антифриза
  • Нагрузка на ось ТС
  • Общий пробег
  • Обороты

И др.

В CAN-шине также зачастую присутствует такой параметр как расход топлива (расчетная величина, входящими для расчета которой является время открытия форсунок, давление в системе подачи топлива, т-ра топлива и др.). Тоже оценочная величина, как показала практика.